Научно-популярные книги Камчатки

Раздел "Научно-популярные книги Камчатки" камчатской электронной библиотеки включает: познавательные книги, брошюры, буклеты о Камчатке, написанные в основном в форме документальных рассказов, занимательных историй, бесед, очерков.
Авторы — камчатские историки, вулканологи, орнитологи, ботаники, ихтиологи, экологи, этнографы и другие ученые-популяризаторы, а также краеведы, журналисты, путешественники.

Сорокин Г. П. Эссо. Долина радостей (сборник очерков)

Сорокин, Г. П. Эссо. Долина радостей : [сб. очерков] / Г. П. Сорокин ; [автор предисл. П. Баранов ; худож. В. Убираев]. — Владивосток : Дальневост. кн. изд-во, 1976. — 208 с. : ил. — На с. 2: портрет автора.

Книга является сборником очерков журналиста о дальневосточных, и в том числе камчатских, моряках, оленеводах, рыбаках малых судов, строителях, портовиках, летчиках, учителях — людях разных профессий.

Содержание сборника:

• "О нашем друге" — предисловие об авторе книги Г. П. Сорокине, безвременно ушедшем из жизни (автор П. Баранов);
  • "Соль и пот":
    • "Ритмы Золотого Рога";
    • "Земля капитанов";
    • "Вери уэл, Джордж Керри!";
    • "Кому покоряется Арктика";
    • "Новая одиссея «Ермака»":
      • "1. Здравствуй, товарищ «Ермак»!";
      • "2. Пролог арктической навигации";
      • "3. Полярный капитан (из разговора с капитаном атомохода «Арктика» Ю. С. Кучневым)";
      • "4. Корабли штурмуют торосы";
    • "Внуки шкипера Гека";
    • "Синей ночью Шикотана";
    • "МБ-10 — гроза трепангов";
    • "У колхозных рыбаков";
    • "Первая высота «Альпиниста»";
    • "У самого пролива Лаперуза";
  • "За горизонтом — горизонт":
    • "Запев";
    • "За горизонтом — горизонт":
      • "Предыстория, без которой не обойтись";
      • "Рахманов-первый";
      • "Рахманов, о котором, собственно, рассказ";
    • "Рабочие заповеди Гиглана";
    • "Лукашин и еще 30";
  • "Эссо. Долина радостей":
    • "Работа такая…" — об Анавгайском совхозе, о Владимире Мандятове, о камчатских вертолетчиках, в том числе об Иосифе Наумовиче Хроленкове, Александре Кобзеве;
    • "Там, где бежит Уксичан";
    • "Самое почетное";
    • "Эссо. Долина радостей" — о камчатском селе и о его жителях;
    • "Первые из удэге";
    • "Интернационал на Амуре";
  • "Россыпи":
    • "На юге, у мыса Гамова";
    • "Посеешь характер…";
    • "Его называли Гаврошем";
    • "Иду от тайги";
    • "Зови, манок!".

Автор сборника: Григорий Петрович Сорокин, дальневосточный журналист.

Через Карымский вулкан в Долину гейзеров (туристский маршрут)

Через Карымский вулкан в Долину гейзеров : турист. маршрут 125-90-01 (№ 264) / [Гл. упр. геодезии и картографии при Совете Министров СССР ; текст М. Я. Жилина]. — М., 1974. — Буклет на 12 с.

Издание содержит описание планового пешеходного туристского маршрута в Долину гейзеров на Камчатке; карту восточного побережья полуострова Камчатка, на которой отмечены: маршрут теплохода из Петропавловска-Камчатского в поселок Жупаново и пешеходный маршрут в Долину гейзеров, а также пешеходный маршрут на Карымский вулкан (по второму варианту путевки), места привалов; карту Камчатской области; схему Долины гейзеров, на которой отмечены гейзеры, источники, фумаролы, грязевые котлы; памятку для туриста об экипировке.

Семенов В. И. В краю вулканов и гейзеров

Семенов, В. И. В краю вулканов и гейзеров / В. И. Семенов. — М. : Физ-ра и спорт, 1973. — 144 с., [8] л. ил. — (По родным просторам).

Очерки-рассказы о наиболее привлекательном для туристов районе Камчатки — Жупановском, о Долине гейзеров, о местах, где расположены самые интересные камчатские вулканы — Узон, Карымский, Кроноцкий, Малый Семячик, Кихпиныч и многие другие.

Книга, предназначенная для любителей природы и путешествий, написана по личным впечатлениям автора, посещавшего эти места в качестве туриста. В нее включен краткий физико-географический очерк о природных особенностях Жупановского туристского района, а также приводится схема расположения вулканов и горячих источников.

Содержание книги "В краю вулканов и гейзеров":

• "Предисловие";
  • "Природные особенности Жупановского района":
    • "Геологическое прошлое и настоящее";
    • "Реки и озера";
    • "Климатические особенности";
    • "Растительность";
    • "Животный мир";
  • "О Кроноцком заповеднике" — об истории создания, закрытия и восстановления заповедника, его границах, достопримечательностях;
  • "Жупаново" — о поселке Жупаново, его истории и настоящем;
  • "На пути к Карымскому вулкану" — о путях подхода к Карымскому вулкану из поселка Жупаново и маршруте возвращения, о том, какие интересные места можно посетить во время похода;
  • "Пихтовая роща" — о роще пихты грациозной — "одном из природных уникумов" Камчатки;
  • "Вулкан Малый Семячик" — о самом вулкане, о путях подъема на него, о кратерном озере и возможностях спуска к нему, также дана схема вулкана;
  • "Вулкан Карымский" — об активности вулкана, его извержениях и пеплопадах разных лет, о геологическом прошлом вулкана, его строении, о возможностях подъема на вулкан в периоды затишья, также дана схема Карымского озера и вулкана;
  • "Карымская речная группа термальных источников. Водопады" — о физических характеристиках термальных вод и водопадов, их расположении и путях подхода к ним;
  • "Карымское озеро" — о самом озере и об озерной группе горячих источников;
  • "От Малого Семячика до Узона" — о наиболее удобном пути от вулкана Малый Семячик к Узону и к вулкану Бурлящему, без захода в поселок Жупаново, о продолжительности перехода и встречающихся трудностях;
  • "В Долину гейзеров" — о туристских тропах из поселка Жупаново в Долину гейзеров, с подробным описанием встречающихся препятствий и их преодоления, о турбазах;
  • "Семячикские горячие источники" — о Нижне-Семячикских и Средне-Семячикских термальных источниках, об их физических характеристиках, целебности, местоположении, а также о доме отдыха Жупановского рыбокомбината;
  • "Вулкан Центральный Семячик" — о группе вулканов Большого Семячика (вулканы Большой Семячик, Бурлящий, Кулакова, Западный и Восточный Бараньи, Попкова, Плоско-Кругленький), о вулкане Центральный Семячик с его 18 вершинами, о собственно вулкане Центральный Семячик, его двух кратерах, Серной пещере, озере Черном, Людином ключике;
  • "Вулкан Большой Семячик (сопка Зубчатая)" — о геологической истории, строении Зубчатой, ее цирках, также дана схема двух вулканов — Большой Семячик и Бурлящий;
  • "Вулкан Бурлящий" — о местоположении вулкана, его фумарольной деятельности (с описанием наиболее крупных фумарол — Провал, Пасть драконши, Гремящая), о кратерной площадке и ее опасностях;
  • "Вулкан Тауншиц" — о его строении, ледниках и их опасности для туристов, о плато Синий дол с его озерами, о пути к вулкану Тауншиц от кальдеры вулкана Узон и продолжительности похода;
  • "Кальдера вулкана Узон" — о гипотезах образования кальдеры, о ее строении, фумарольных полях, озерах, растительности, о бывшем здесь гейзере Светлана, о путях, по которым можно пройти из кальдеры вулкана Узон в Долину гейзеров, также дана схема восточной части кальдеры вулкана Узон;
  • "Долина гейзеров" — об истории открытия Долины гейзеров, о принципе функционирования гейзеров, о большинстве гейзеров долины (с подробным описанием внешнего вида участка, действия самого гейзера и с физическими характеристиками), о реке Гейзерной и ее водопадах — Тройной и Игрушка, также дана схема расположения гейзеров;
  • "Верхне-Гейзерные горячие источники" — о долине, в которой они расположены, и о самих источниках, в том числе о мощнейшем из них, названном речкой Горячей, о других горячих и теплых ручьях;
  • "Вулкан Кихпиныч" — о строении вулкана, о его конусах и куполах (сопка Желтая, гора Пик, конус Савича), о Кихпинычских горячих источниках;
  • "Вулкан Крашенинникова" — об истории образования вулкана, о его строении, кратерах, лавовых излияниях, о маршрутах, по которым туристы могут обойти вулкан и совершить восхождение на конусы, также дана схема вулкана Крашенинникова и его вершинных кратеров;
  • "Озеро Кроноцкое" — о самом крупном пресноводном озере полуострова Камчатка, об истории его возникновения, о красотах берегов и островков, о трассе туристских путей, огибающих озеро;
  • "Вулкан Кроноцкий (сопка Кроноцкая)" — об одном из красивейших вулканов Камчатки, о его происхождении и строении, о первовосходителях и об их маршруте подъема, о том, в каком месте штурмуют вершину альпинисты;
  • "Заключение";
  • "Литература" — 16 источников.

Автор книги: Владимир Иванович Семенов, камчатский краевед, писатель, мастер спорта по туризму.

Скачать камчатскую книгу:

В. И. Семенов. В краю вулканов и гейзеров. Формат PDF, 16 Mb.

Мархинин Е. К. Цепь Плутона

Мархинин, Е. К. Цепь Плутона : [науч.-попул. изд.] / Е. К. Мархинин ; послесл. и науч. редакция акад. Г. С. Дзоценидзе ; [фото автора]. — [Изд. 2-е]. — М. : Мысль, 1973. — 334, [32] с. : ил. — На с. 5: портрет автора. — (XX век: Путешествия. Открытия. Исследования).

Это второе издание научно-популярной книги Е. К. Мархинина "Цепь Плутона", изданной ранее на русском, английском и французском языках. Писатель-фантаст А. И. Шалимов назвал книгу поэтическим гимном вулканологии.

Ученый и путешественник Е. К. Мархинин много лет исследовал деятельность вулканов Камчатки и Курильских островов. Его экспедиции нередко были связаны с большим риском. В книге рассказывается о путешествиях и приключениях, без которых не обходится профессия вулканолога.

Главным научным итогом экспедиций стала разработанная Е. К. Мархининым вулканическая теория образования внешних оболочек Земли. В книге он рассказывает об этой теории в яркой, популярной форме.

На двух вкладках помещены цветные фотографии тех мест, где автор путешествовал и вел научные исследования.

Автор посвятил книгу памяти родителей.

Содержание книги "Цепь Плутона":

• "Предисловие";
  • "Огонь Земли":
    • "Глава 1. Ночь у кратера Ключевской Сопки":
      • "Сказка о самой большой в мире юрте";
      • "Зарево над кратером";
      • "История восхождений";
      • "Подъем";
      • "Волшебные фейерверки";
      • "Спуск";
    • "Глава 2. Вокруг гигантов":
      • "Горы, которые моложе меня";
      • "Белюкай" [Белюкай — так в книге; в других источниках: Билюкай];
      • "Летающие магнитики";
      • "На пути поток Заварицкого";
      • "В «горном раю»";
      • "Красное и черное";
      • "Любовь и… вулканы";
      • "Крупнейший ледник Камчатки" — о леднике Бильченок;
    • "Глава 3. На берегу огненной реки":
      • "Ночью все шлаковые конусы похожи на Подкову [на один из конусов Ключевского вулкана]";
      • "Теремок-теремок! Кто в тереме живет?";
      • "Верхний лагерь";
      • "Поток расплавленного камня";
      • "Можно ли плыть на лаве?";
      • "Возвращение";
      • "Серебристый иней тли и испеченные осы";
    • "Глава 4. Раскаленное жерло и канатные лавы Толбачика":
      • "Первое восхождение на Плоский Толбачик";
      • "Зарево над Толбачиком";
      • "В кратере";
      • "Волосы огненных фей";
      • "Ночь над раскаленным жерлом";
      • "Канатные лавы";
    • "Глава 5. К кратеру Безымянного":
      • "Сказка о Белом Олене";
      • "Морозной ночью";
      • "Огонек палатки";
      • "Как пробуждаются вулканы";
    • "Глава 6. Предсказанное извержение":
      • "Когда снега пахли весной";
      • "Началось!";
      • "Апахончич";
      • "В пути";
      • "Маршрут к маленькому аду";
      • "К языку грязевого потока";
      • "Последние маршруты, возвращение";
    • "Глава 7. Жизнь на вулкане":
      • "Разведка";
      • "Прибытие в никуда";
      • "Жизнь на вулкане";
      • "К каньону Сухой Хапицы";
      • "Живая обнаженная гора";
    • "Глава 8. Гигантский взрыв Шивелуча":
      • "Вулканическая кухня";
      • "К фумаролам Шивелуча";
      • "Хаос камней";
      • "Верхом по грязевому потоку";
      • "Точка Кюри и камни-магниты. Ущелья, которым два года";
    • "Глава 9. Карымская эпопея":
      • "Синее солнце";
      • "Строптивый Карымский";
    • "Глава 10. Мы ждем твоего извержения, Авача!":
      • "За «лошадиной головой»";
      • "К кратеру Авачинской Сопки";
      • "Когда шевелятся глыбы";
      • "Толпа на кромке кратера";
      • "Мы ждем твоего извержения, Авача!";
      • "Типы, судьбы и нравы вулканов";
      • "Почему по-разному извергаются вулканы?";
  • "Горячие водопады":
    • "Глава 1. В «стране Узонии»":
      • "Сказка о злой и доброй любви";
      • "Семячинская горячая речка";
      • "«Золотые» гальки";
      • "Шарики зеленой, как нефрит, нефти";
      • "Серный пляж, фонтанирующий источник и каменные «рога»";
    • "Глава 2. Ущелье гейзеров. Пар Паужетки":
      • "Сколько лет гейзерам?";
      • "Великан, Фонтан и другие";
      • "Сказка о страдании, воплотившемся в деревья";
      • "На берегу океана";
      • "В роще пихты грациозной";
      • "Прибытие на Паужетку";
      • "Тамм сказал: «Тут!»";
      • "Кутхины баты";
  • "Бегущие с вулканов":
    • "Глава 1. Дорога":
      • "Сказка о богах, или Модель многослойного мира";
      • "Сальто-мортале";
      • "И снова крутятся колеса";
    • "Глава 2. Путешествие по реке Камчатке":
      • "На барже";
      • "Наши задачи";
      • "Крест Атласова";
      • "Бегущие с Шивелуча";
      • "Бегущие с Ключевской группы";
      • "На озере Ажабачьем";
      • "Почему лососевые рыбы три года в океане плавают?";
      • "Слуги Нептуна. Песни дождей";
  • "Острова демонических сил" — также дана "Карта экспедиций автора на вулканы Камчатки и Курильских островов":
    • "Глава 1. Путешествие на необитаемые острова":
      • "Сказка о том, как одна высокая гора ушла с Камчатки и сделалась островом";
      • "Плавание на шхуне «Геолог»";
      • "Остров разноцветных гор":
        • "Из дневника жены зимовщика И. Такаки";
      • "В сулоях";
      • "Птичий остров";
      • "Каланы, киты, дельфины и члены клуба «Съешь кита!»";
      • "В лагере морских львов";
      • "Над кратером подводного вулкана";
      • "Зуб кашалота";
      • "В кратере Ушишира";
    • "Глава 2. На Южных Курилах":
      • "Прибытие на Кунашир";
      • "Горячий пляж";
      • "Грязевые вулканчики, курильский бамбук и кедровый стланик";
      • "Серные сосульки";
      • "Как я ловил навагу";
      • "Опускающийся остров, «край света» и заборы из китового уса";
      • "У подножия Атсонупури";
      • "Между клыками Львиной Пасти";
    • "Глава 3. Извержения вулканов Заварицкого и Сарычева":
      • "Двойная кальдера";
      • "Извержение";
      • "Пять лет спустя";
      • "Скорее на Матуа";
      • "Насмешницы-лисы";
      • "Вечная борьба";
    • "Глава 4. Эбеко — знаменитость Парамушира":
      • "Стихия";
      • "Эбеко в мае";
      • "Работа сольфатар и горячих ключей";
    • "Глава 5. Второе путешествие на шхуне «Геолог»":
      • "Петропавловск — Северо-Курильск";
      • "Парамуширские крабы и «устрицы»";
      • "Эбеко салютует женщинам";
      • "Алаид и Такетоми";
      • "Эхолот против китов";
      • "Кратер Кунтоминтара и железная руда";
      • "Конфискованные орешки, черемша и салат из морской капусты";
      • "Каменные Ловушки";
      • "Встреча с алепизавром";
      • "Душ Шарко";
      • "До новых встреч!";
    • "Глава 6. На извергающийся Алаид":
      • "Окса";
      • "Черная трава и горячие бомбы";
      • "Основание форпоста";
      • "Рыжий Лис — хозяин места извержения";
      • "Под ногами горячий шлак";
  • "Плутон-созидатель":
    • "Глава 1. Великая тайна Раскалы (сказка-пролог)":
      • "Явление огненной женщины";
      • "Ваба — сын Раскалы";
      • "Анга-путешественница";
      • "Мудрые Пепчи";
      • "Свидание с Бледной Фумаролой";
      • "Разговор с Быстрой Гидротермой";
    • "Глава 2. Творцы континентов":
      • "Где рождается магма?";
      • "Средняя ежегодная производительность вулканов";
      • "«Муха-дрозофила» генетической геологии";
      • "Состав силикатных вулканических продуктов и земной коры";
      • "Круговорот горных пород. Значение метеоритов. Причина образования складок в слоях земной коры";
    • "Глава 3. Создатели океана":
      • "Каков состав вулканических газов и от чего он зависит?";
      • "Сколько газов высвобождается из магмы во время извержения?";
      • "Растворимая составляющая вулканических пеплов";
      • "Сколько ювенильных магматических летучих выносится на поверхность Земли горячими источниками и паровыми струями? Сколько газов в мантийной магме?";
      • "Откуда в океане вода?";
      • "Почему морская вода соленая?";
    • "Глава 4. Вулканы, воздух и мы":
      • "Воздух, которым мы дышим";
      • "Мы — дети вулканов";
      • "В начале были… вулканы (эпилог)";
  • "За тайнами огненных кратеров" — послесловие (о научной деятельности Е. К. Мархинина и о его творчестве) (автор Г. С. Дзоценидзе);

Подписи к фотографиям на двух цветных вкладках:

• "Подъем на Ключевскую Сопку. Она выше, чем вулкан Камень, который виден на заднем плане";
  • "Камни!";
  • "Видно, моя разукрашенная пеплом физиономия и вправду эффектна";
  • "Действующие кратеры выбрасывали ослепительные фейерверки вулканических бомб";
  • "Каюр Саша Удачин — один из потомков славных казаков-землепроходцев";
  • "Средний лагерь находился в получасе ходьбы от движущегося лавового потока";
  • "В теплом оленьем кукуле можно было переночевать и под открытым небом";
  • "Палатку Верхнего лагеря то и дело заметало снегом";
  • "Из Верхнего лагеря были хорошо видны извергающиеся кратеры";
  • "Извержение кратеров Пийпа представляло собой ослепительно красивую картину";
  • "Горячее всего лава была у истоков";
  • "Огненная река текла в берегах, которые сами только что остыли";
  • "Поток нес на себе огромные торосы раскаленной лавы";
  • "Иногда поток раздваивался";
  • "Интересно, но не безопасно фотографировать всплески лавы";
  • "Остывая, поток покрывался толстой шлаковой коркой";
  • "Вдали красавица Кроноцкая Сопка";
  • "В солнечную погоду над морем иногда можно было видеть радугу";
  • "Страна Узония";
  • "Покрытые серной пленкой пузыри на поверхности горячего озера";
  • "Грязевый котел";
  • "Богат животный мир кальдеры Узона";
  • "Долина гейзеров";
  • "Извержение гейзера";
  • "Гейзерит";
  • "У берегов Курильских островов много водорослей";
  • "«Геолог» в гостях у сивучей";
  • "Перед высадкой на очередной остров";
  • "Острова — царство птиц";
  • "Сивучи обеспокоены нашим приближением";
  • "Ход лососей на нерест";
  • "Голова самца лосося во время нереста";
  • "На необитаемом острове";
  • "Мы не знали, кто и когда спасался на этом плоту";
  • "Ушишир — остров-кратер";
  • "Подъем на вершину лавового купола Севергина";

Автор книги: Евгений Константинович Мархинин, ученый-вулканолог, путешественник.

Скачать камчатскую книгу:

Е. К. Мархинин. Цепь Плутона. Формат PDF, 9 Mb.

Долина гейзеров (рекламный буклет)

Долина гейзеров / [авт. текста И.  Г.  Нагаев  ; по зак. Камч. обл. совета по туризму и экскурсиям]. — М.  : Центр. рекл.-инф. бюро "Турист" ; Центр. совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС, 1972. — Буклет на 8 с.

Издание содержит описания: подробное — пешеходного туристского маршрута в камчатскую Долину гейзеров и короткое — на камчатский вулкан Карымский, а также картосхему посещаемых мест и цветные фотографии достопримечательностей.

В памятке для туриста указаны правила поведения в заповедной зоне, в которой находится Долина гейзеров, и даны советы по экипировке.